ПРО АПСАЙКЛИНГ
Апсайклинг или творческая переработка – это процесс превращения побочной продукции, ненужных или невостребованных вещей в материалы или продукты с улучшенными потребительскими или же экологическими свойствами.
История апсайклинга
Если говорить о современном апсайклинге, то зародился он в 1978 году. И прародителем его стал Артизан Крис Стил из британского Виралла. Он был диджеем, т.е. человеком творческим, а также владел пилорамой, т.е. имел постоянный доступ к материалу для переработки. Сейчас Артизан на пенсии и проживает в тихой деревушке Шропшир, где в своей студии продолжает творить из утильсырья – древесины, стали, железа, кожи, стекла.
Мы обсуждали внедрение директивы, которая бы позволила разобраться с потоками мусора на территории ЕС. «Они крошат кирпичи, ломают всё. Нам необходимо перерабатывать ненужные материалы, чтобы они увеличивали свою ценность, а не уменьшали». Он вспоминал случай в Германии – когда английский поставщик должен был поставить в Нюрнберг древесные отходы, в то время как точно такие же отходы валялись прямо на дороге, где сохранились развалины немецкого предприятия по переработке. В том числе там был розоватый агрегат из кирпича ручной работы, старой плитки, какого-то мусора и измельченного бетона. Неужели это будущее Европы?
«Концепция апсайклинга» – так называлась немецкая книга Гюнтера Паули. В вольном переводе апсайклинг – это «приращение», противоположность от «сокращение». Книга впервые опубликована в 1996 году. Издание было переведено на немецкий язык и адаптировано для носителей германской культуры Йоханнесом Харткемейером, директором школы в Оснабрюке. Концепцию позже использовали в 2002-м авторы книги «От истоков к истокам: перерабатывая, создаем новые вещи». Они утверждали, что задача апсайклинга – спасти от мусорного бака потенциально полезные материалы. Это бы уменьшило потребление сырья путем создания новых вещей из старых. Это бы привело к экономии энергии, уменьшению загрязнения воздуха, воды и выброса парниковых газов.
Это значительный шаг в сторону появления новой культуры дизайна на основе утиля, когда конечный продукт является более чистым, экологичным и может быть более ценным, чем исходный материал или продукт.
Например, при переработке, не предназначенной для производства бутылок пластмассы, смешиваются различные ее сорта, и образуется гибрид, из которого затем производится ламинат. Однако, в отличие от специально разработанного для этих целей полимера, продукт переработки пластмасс – более хрупкий.
В развивающихся странах, где сырье зачастую обходится очень дорого, продукты вторичной переработки используется в связи с нехваткой средств.
Востребованность рынком и низкая стоимость переработанных материалов увеличивает популярность этого метода. Блог «Домоводство» проводит ежегодный конкурс дизайнеров, которые создают предметы из вторсырья по всему миру.
Переработка набирает невероятную популярность в США. Количество предметов, которые выставлены на сайтах по продаже предметов строительства и дизайна с пометкой «переработано» увеличилось с 7900 в январе 2010 до 30000 спустя год. То есть рост составил 275%. А к апрелю 2013-го – 879%, к 2016 году эта цифра возросла еще в несколько раз.
Апсайклинг в искусстве
Традиция повторного использования уличных находок периодически становилась актуальной на протяжении всего 20 века. Хотя уже давно была заметна в народных промыслах. Одеяла народа Амиш, например, шились из ненужных кусков ткани. Башни Саймона Родиа в Лос-Анджелесе являются примером переработки утиля – 17 башен, самая высокая из которых достигает 30 метров, построены из огромного количества металлолома, керамики и битого стекла.
В интеллектуальном плане искусство переработки восходит к искусству Марселя Дюшампа и дадаистов. «Велосипедное колесо» Дюшампа – переднее колесо, соединенное вилкой с сидением – ранняя из подобных работ, в то время как «Фонтан» — писсуар, купленный в магазине сантехники, – очевидно, его самая знаменитая работа.
«Бычья голова» Пикассо – скульптура из выброшенного велосипедного сиденья и руля – это привет испанского художника дадаистам.
В середине века художник Джозеф Корнелл создавал коллажи и другие предметы искусства прямоугольной формы – из старых книг, найденных вещей и предметов одноразового использования. Роберт Раушенберг собирал мусор в Марокко и Нью-Йорке, чтобы использовать его в своих художественных работах.
В конце 20 века идея использования переработанных материалов стала использоваться политиками. Продукты переработки стали значить больше, чем просто предметы производства. Ромуальд Хазуме – художник из западноафриканского Бенина, был приглашен на выставку Документа 12 в германском Касселе, благодаря своей технике создания традиционных африканских масок из использованных канистр. О своих работах он говорил: «Я возвращаю западу то, что ему принадлежит. Отказываясь от навязывания потребительского образа жизни».
Джефф Вассманн – американский художник, которые последние 25 лет живет в Австралии, использует вещи, найденные на пляжах и свалках, чтобы создавать работы в стиле раннего модерна от имени вымышленного немецкого родственника, который якобы жил в конце 19 века. В работе «Вперед» Вассманн использует 4 простых предмета, чтобы изобразить человека, жившего в преддверии 20 века: таблицу для проверки зрения в качестве фона, часовую пружину как глаз, китайскую костяную опиумную ложку 19 века в качестве носа и верхнюю вставную челюсть с австралийского пляжа как рот. В отличие от многих художников Вассманн предпочитает не продавать свои работы, а дарить их – чтобы они окончательно закончили потребительский цикл. Он не приемлет дальнейшей модификации своего продукта, считая его полностью завершенным.
Макс Зорн – голландский художник, который творит, используя обыкновенную коричневую упаковочную ленту. По ночам, Зорн развешивает свои произведения на уличные лампы, чем создает новый вид уличного искусства. Слои ленты на акриловом стекле, которые он добавляет и удаляет с помощью хирургического скальпеля, становятся заметны, только когда позади размещен источник света, имитируя технику создания витражей. Став первым, кто использовал технику переработки в уличном искусстве, в 2013-м он был приглашен на первую выставку предметов искусства из вторсырья в немецком Фрайбурге.
Знаменитым примером апсайклинга является парагвайский оркестр, который играет на инструментах, сделанных из материалов, найденных на полигоне рядом с родным городом музыкантов.
Использование в будущем
Мировое производство пластмассы, достигнув 280 миллионов тонн в 2011-м, продолжает расти каждый год. Попадая в бытовой мусор, пластмасса наносит невероятный ущерб окружающей среде. Печально известный пример – Великий мусорный путь в Тихом океане. Чтобы решить проблему, ведутся исследования по внедрению новых технологий переработки использованного пластика в качестве дешевого сырья. Поставлена задача – материал должны воспринимать не как мусор, а как сырье, чтобы создать экономический спрос и речь идет не только о вторсырье, также переработке могут, должны и будут подвергаться предметы обихода, интерьера и даже одежда. Причем, совершенно не важно, в данном случае, старый это предмет или новый, но по каким-либо причинам в первоначальном своем виде не нужный.