ГЕРОИ РУССКОГО АПСАЙКЛИНГА

Upcycling, creative reuse, DIY или «Do it yourself» – все это модные мировые тренды, суть которых отражает русская идиома «Кружок очумелые ручки». Нынче творческой переработкой занято все цивилизованное сообщество. Девиз «Do it yourself»,  сделай сам – украшает большую часть народных произведений, хотя само понятие DIY несколько шире – не просто сделай сам, а сделай так, как нравится именно тебе. Сегодня Апсайклинг на подъеме, поэтому и стар, и млад отвоевывает у помоек вещи, которым можно дать новую жизнь, попутно уменьшая количество мусора на планете. 

DIYupcycled

 

Русский апсайклинг

История апсайклинга стара как мир, испокон веков люди ремонтировали, обновляли, украшали и трансформировали вещи во что-то новое. Какими же знаковыми переделками отличается русский апсайклинг? Без каких вещей модифицированных и приспособленных к жизненным реалиям сейчас сложно представить себе быт, культуру, да и историю России?

Первое, что приходит на ум – великолепные коврики и одеяла сшитые, как сейчас бы сказали, в лоскутной технике. Техника пришла к нам с Запада в середине 17 века, но претерпела существенные изменения. Сегодня подобный текстиль позиционируется как дизайнерская вещь в этническом стиле, но на заре веков эти шедевры русского апсайклинга создавали из других соображений. Конечно, наши предки ценили прекрасное, но на первый план выходили другие мотивы: дороговизна производства новых вещей и низкооплачиваемый человеческий труд. Поэтому все доступные материалы, в том числе и обрезки ткани, шли в дело.

Лоскутное одеяло_1Лоскутное одеяло_4Плетеный коврик_1

Так рождались замечательные образчики текстиля в стиле пэчворк, уникальные детские игрушки, сшитые с великим мастерством и любовью, полосатые половики-дорожки, сплетенные из остатков ткани или пряжи. Все  эти вещи бережно хранились, перевязывались и перекраивались до тех пор, пока это было физически возможно. Называлось все это действо – рукоделием, а не апсайклингом. Примечательно то, что лоскутная техника, стала источником вдохновения для русских художников-авангардистов начала 20-го века.

АвангардистыАвангардисты_1Авангардисты_2

Говоря о более приземленных вещах, можно упомянуть о применении битого кирпича или песка, как абразивного материала, для чистки оружия, сковород и котлов в петровскую эпоху. И идея кормить котов из использованных консервных банок появилась не в 20м веке.

консервная банкаdiy консервная банкаапсайклинг консервная банкаАпсайклинг пивной банки

Собственно, после появления первой консервной банки в 1810 году, пустые жестянки использовали повсеместно – под пепельницы, соль, гвозди, и под вареный хек для домашних любимцев. Сегодня  консервные банки переживают второе рождение и являются модным аксессуаром.Их декорируют и используют на кухне в мастерской и даже делают из них светильники. Но давайте обо все по порядку.

 

Апсайклинг в начале XX века

Когда до России докатилась индустриальная революция, все кто мог себе позволить что-то купить, начали покупать, создавая основу для сегодняшнего общества потребления. Бедные сословия, не познавшие вкус технического прогресса, продолжили заниматься творческой переработкой. Промышленная революция в нашей стране, пройдя через огонь первой мировой войны, плавно переросла в октябрьскую и породила свои знаковые переделки. 

коммуналка арткоммуналка_4

Прежде всего, стоит сказать о масштабном апсайклинге появившихся в то время коммунальных квартир, а точнее о знаменитых шкафах-шторах, такое зонирование пространства ранее использовалось в доходных домах, но массовым явлением стало во времена «уплотнения». Пережив столетие, этот метод, сегодня, повсеместно применяется дизайнерами интерьеров.

коммуналка_3коммуналкакаток в церкви

Вообще, в эпоху перемен переделывали все подряд, выметая революционной метлой и важные вековые традиции, и устаревшие стереотипы. Не давая оценки происходящему, стоит сказать о спорной манере молодого государства устраивать в церквях катки, склады и госучреждения. Глобальную революционную переделку, пришедшуюся по душе не всем, помнят и сейчас. Помнят, но повторять не спешат. 

Одной из самых забавных upcycling-историй того времени стала «лампочка Ильича» в импровизированном абажуре-кульке из старых газет. Сотворено это произведение было, конечно же, не в погоне за эстетикой.

лампочка ильича_1лампочка ильичаАбажур из газетыАбажур из газеты сегодня_2Абажур из газеты сегодня

Но дизайнеры до сих пор цитируют эту идею, создавая интерьеры в стиле раннего советского ретро, расставляя тем самым ироничные акценты в декоре современных жилищ. А  перегоревшую лампочку из этого осветительного комплекта, некоторые хозяйки  и сейчас используют при штопке. Кстати, тему прессы продолжили и дополнили газетные листы на окнах, выполнявшие функцию рулонных штор. Идея оказалась настолько живучей, что и в конце 90х годов ХХ века этот декор все еще можно было встретить в некоторых отечественных апартаментах.

лампа штопкагазета рулонная штораDIY газета-корабликгазета треуголка

Нельзя не вспомнить и газетные треуголки, которые применяли в защитных целях во время ремонта, и кораблики из того же материала, которые дети запускают на прудах, и папье-маше из старых газет. Однозначно, пресса – наше все.

Революционное, военное и послевоенное время сделали продление жизни вещей необходимой для выживания русского человека практикой. Общая разруха и безденежье становились главной причиной для всевозможных переделок. К тому же, необходимых в обиходе товаров, просто не производилось – промышленность была нацелена на решение совершенно других задач. 

 солдатский кипятильниксолдатский кипятильник_1солдатский чай

То ли в первую мировую войну, то ли во вторую был придуман «солдатский кипятильник» – гениальное изобретение, состоящее из двух опасных бритв и двух электрических проводков примотанных к лезвиям. Лезвия помещали в воду, проводки к источнику электричества и, вуаля, кипяток готов, можно заваривать чай. Судя по всему, идея эта жива до сих пор и наши соотечественники, в определенных обстоятельствах, с удовольствием ей пользуются.

апгрейд керосиновая лампаапсайклинг игровая приставкатворческая переработка мяса

Из набора технических модификаций того же периода можно выделить преобразование керосиновых ламп в электрические. В керосинку вставляли патрон, шнур со штепселем и собственно лампу накаливания, получая на выходе осветительный прибор созвучный текущему времени. Такие трансформации хорошо описывает слово апгрейд – из велосипеда в мопед, из ламповой радиолы в стереосистему. Многие поколения русских умельцев занимались и, скорее всего, будут заниматься технической переработкой, не зависимо от профессии и размера кошелька. Ничего удивительного, ведь этими умельцами земля русская и славится.

 

Что переделывали в 30-х и 40-х

Итак, наша страна шла к светлому будущему, а ее граждане придумывать все новые возможности жить комфортно. В 30-40гг ХХ века в советских деревнях подушки и диванные валики набивали свежими древесными опилками, спать, конечно, было не очень удобно, зато запах в помещении был свежий и приятный.

Лоскутное одеялокройка-шитьемода 40х

Одежду и домашний текстиль шили из любых мало-мальски подходящих материалов. И все это донашивали и перешивали, ну а когда перешивать было уже нечего, пускали на тряпки, которые использовали, и используют по сей день, в хозяйственных целях. Кто же не мыл пол собственной старой майкой? В военное и послевоенное время повсеместно перекраивали солдатскую форму, парашюты, брезентовые тенты, превращая все это в штатскую одежду, одеяла, занавески и покрывала. Все в дело.

пособие по вязаниювязаниевязаное одеяло

Вязаные вещи переживали бесконечное число реинкарнаций и становились, практически,  вечными. Если бы можно было проследить судьбу одного гипотетического свитера с момента рождения до перевоплощения в коврик для туалета, получился бы настоящий шерстяной триллер. Тем не менее, традиция перевязывать вещи жива и здравствует, невзирая на время, финансовое состояние рукодельниц и обилие готовой одежды в магазинах.

коллективные садыапсайклинг на советской даче _1апсайклинг на советской даче

К концу 40-х, немного оправившись от войны, советское общество вернулось к идее «коллективных садов». Только теперь на выделенных в пригородах мегаполисов участках, стало возможным не только растить морковку, но и строить небольшие летние домики. Так началась эпохальная история советских дач, охватившая период с конца 40-х до конца 90-х ХХ века. Советская дача – это олицетворение апсайклинга, квинтэссенция creative reuse и храм do it yourself. И в 40-х годах прошлого века и сегодня, в веке двадцать первом. Более масштабную трансформацию чего-либо найти трудно. 

стройка ссср_1свалка источник полезных материаловкоммуналка_2

В силу почти полного отсутствия того, что в цивилизованном мире принято называть «строительными материалами», советские дачи рождались из самых невообразимых составляющих. В ход шло абсолютно все, и хлам, годами пылившийся дома, и сокровища с городских свалок. Дачники приделывали ноги ко всему, что плохо лежало на стройках, а из домов под снос вытаскивали все, вплоть до старых гнутых гвоздей. Заношенные до дыр вещи теперь не пускали на тряпки, а отвозили на дачу, чтобы там радовать ими соседей. Кстати, традиция с тех пор никуда не исчезла, и дачники продолжают везти горы ненужного тряпья в свои загородные дома и сегодня. И вот из этих причудливых и, на первый взгляд, совершенно неподходящих для строительства компонентов, как монстры доктора Франкенштейна, складывались советские дачи. Ужасные с точки зрения удобства и эстетики, и прекрасные, как образец свободы от стереотипного мышления. Справедливо будет сказать, что не все дачи были похожи на недостроенные зиккураты. Появлялись и настоящие архитектурные жемчужины, самобытные и уникальные. Правда, не часто. Так или иначе, любой житель большого города знаком с русским дачным креативом двадцатого века. Советская дача – одна из самых заметных и всеобъемлющих творческо-технических переделок советского общества, заслуживающая отдельной статьи.

 

Знаковый creative reuse 50-х

В конце сороковых в СССР появились первые нейлоновые чулки, и уже в начале 50х сметливые хозяйки стали использовать отслуживший конфекцион для хранения репчатого лука. Некоторые пронесли эту традицию сквозь десятилетия, и применяют этот способ даже сегодня. Советские хранительницы домашнего очага делали из старых капроновых колготок губки для мытья посуды и мочалки.

diy лук в колготкахdiy лук в колготках_1мочалка хенд мейд

К слову о домашнем хозяйстве, нет точной информации, чем люди в то время чистили рыбу, но, скорее всего, банальный нож не совсем устраивал кулинаров, и кто-то придумал остроумную замену несуществующей рыбочистке. Неизвестно кем был этот изобретатель, но идея апсайклинга была гениально проста: крышку от пивной бутылки прикрепляли к подходящей палке и рыбочистка готова. Кстати, это приспособление и сейчас можно легко воспроизвести, например, в походе.

абажур_1абажур_4абажур_2

Еще одной переделке, созданной на стыке технологии и творчества, удалось стать приметой целой эпохи и остаться в строю трендовых вещей на все времена. Речь идет об абажурах для ламп. Само слово «абажур», в нашей стране, стало символом творчества и прямой ассоциацией к понятию «русской интеллигенции». Конечно, было время, когда абажур можно было просто купить, но не в послевоенном СССР. И советские граждане снова проявляли чудеса изобретательности и креатива. Творцы знакового советского декора собирали обрезки силовых электрических кабелей, вытаскивали из них проволоку и плели или паяли каркас будущего шедевра. Получившийся металлический скелет обшивали остатками старых платьев и рубашек. Вишенкой на торте была бахрома по нижнему краю абажура, «позаимствованная» в красном уголке с ленинско-революционной атрибутикой.

 

Беззаботный апсайклинг 60-х

И вот, наступила эпоха 60-х. В контексте этой статьи, о шестидесятых писать практически нечего, так как это был один из наиболее комфортных периодов существования советского общества. Во всех смыслах этого слова. Вторая мировая постепенно становилась историей, наступила и утвердилась хрущевская «оттепель», на улицах крупных городов появились стиляги, а Гагарин полетел в космос. Стало казаться, что если возможно покорить звезды, то любые проблемы в этой жизни разрешимы. 

стиляги

И действительно, в эту эпоху было гораздо больше энтузиазма, свобод и идей чем когда-либо ранее. А что касается темы творческой переработки – в магазинах появилось относительное разнообразие, в кои то веки, наши соотечественники не находились на грани выживания и не нуждались в каких-либо переделках, все что нужно можно было просто купить. В умах же царила романтика, кибернетика и тяга к путешествиям. К путешествиям, например, на мотоцикле по просторам нашей необъятной родины.

волейболволейбольный мячапсайклинг волейбольной камеры

И, пожалуй, знаковым советским DIY-предметом, стала портативная канистра для бензина, без которой дальняя дорога была просто невозможна, так как заправок было гораздо меньше, чем сейчас. Собственно, апсайклинг был простой и веселый, как и настроение того времени – волейбольная камера наполненная топливом для железного коня. Залил бензин в бак, сложил, сунул в карман и поехал дальше – всего и делов.

 

70-е – время «копеешных» переделок и фотокниг

Веселье и легкость испарились к началу семидесятых. И хотя мы уже привыкли ассоциировать это время с беззаботным диско, наступила апатия и разочарование. Началась эпоха «застоя». 

21012101_1

И, тем не менее, старт одной из самых известных и массовых творческих переработок в СССР, был дан именно в это время. В 1970 году с конвейера Волжского автомобильного завода сошла первая модель ВАЗ-2101, она же «Жигули», которую в народе окрестили «Копейкой». И вот тут начался глобальный авто-апсайклинг. Современное понятие «Тюнинг» не отражает сути модификаций, творческих и технических, которым подвергалась «Копейка». Нет, конечно, и раньше автомобили носили отпечаток характера и вкуса своего владельца, но такой масштаб и разнообразие вариантов трансформаций транспортного средства, русская земля еще не видывала.

тюнинг 2101тюнинг 2101_3тюнинг 2101_8

«Копейка» стала первым, относительно доступным, средством индивидуального передвижения, выпускавшимся огромными тиражами. Соответственно, по дорогам союзных республик и ближнего зарубежья, колесило великое множество совершенно одинаковых ВАЗ 2101. Желание выделяться из толпы и выжать максимум технических возможностей из, кровью и потом, доставшегося автомобиля, привели к повальному апсайклингу «Жигулей». Чего только с «Копейкой» не делали: меняли двигатель, салон и торпедо, устанавливали навороченные аудиосистемы, перекрашивали, расписывали под хохлому, превращали в кабриолет или гоночный болид. В багажнике обустраивали холодильники, минибары и аэрохоккей.

тюнинг 2101_7тюнинг 2101_10тюнинг 2101_9

Надо сказать, что при сомнительной ценности большей части этих переделок, «Копейка» стала символом индивидуального подхода к дизайну чего-либо в России, глотком свободы и возможностью самовыразиться, или просто что-то изменить в своей жизни. Эту машину полюбили в 70е годы прошлого века, уважают и сейчас, как часть отечественной истории, которой можно гордиться. Настоящий народный автомобиль и безусловная легенда! 

самиздатсамиздат_1самиздат_2

Так же, 70-е годы прославились буйным расцветом «Самиздат»-культуры. Знаковая и творческая переработка любой доступной информации. Вообще, «Самиздат» не является детищем 70х, и даже порождением ХХ века его не назвать, но столь серьезный размах, это движение приобрело именно к началу эпохи «застоя». В 60-е музыку еще записывали на «костях», самодельной иглой на рентгеновских снимках – очередной остроумный creative reuse той эпохи, а запрещенные книги переписывали от руки, под копирку и сшивали толстенной иглой.

музыка на костях_1магнитная лентамагнитная лента_1

В 70-е годы процесс поставили на поток. Аудиозаписи стали записывать и перезаписывать на магнитную пленку. А неугодную партии литературу печатали и копировали на первых принтерах и ксероксах, появившихся в крупных НИИ. Книги  фотографировали на «Зенит», проявляли снимки и собирали в запрещенные литературные фотоальбомы – DIY советского «Самиздата». Итак, к концу 70-х всей страной читали и размножали запрещенную литературу, слушали упадническую музыку и неуклонно двигались к свободе и гласности 80х.

 

Трансоформации  80-х

Чувствуя ветер перемен, матросы начала 80-х снимали с иллюминаторов  финских плавучих казарм – корабельных общежитий – стекловолокнистые шторы и шили из них плавки, правда, храбрецы, решившиеся надеть такое белье, после первого выхода в свет оказывались в медчасти, поэтому этот советский upcycling не прижился.

ленинградский рок-клуболимпиада80ветер перемен

Конечно, эпоха 80-х запомнилась не трусами из стекловаты. Олимпиада, перестройка, ленинградский рок-клуб, падение железного занавеса, свобода слов и действий – вот чем жила страна в это десятилетие. Перемен, все ждали перемен. Несмотря на множество товаров, появившихся в продаже, жизнь большинства советских людей не улучшилась, так как купить эти товары было не на что. Тем не менее, испив кока-колы, русский человек не собирался отказываться от курса на запад и делал все для того чтобы не жить как «в совке». 

В советских гостиных 80-х годов преобладали раздобытые с большим трудом «стенки», которые декорировали самоклеющейся пленкой под дерево. Этот метод до сих пор на вооружении у некоторых наших соотечественников. Что же касается одежды для стен – плакаты и календари создавали неповторимые коллажи вместо унылых обоев. Что ж, постеры и фотообои, сейчас, плотно вошли в нашу жизнь и являются чем-то обыденным, а тогда – это было окно в другой, увлекательный и незнакомый мир.

постер_1постер_2ковер-плакат

Такой же увлекательный мир советского дизайна увидели иностранные делегации, приехавшие на московскую олимпиаду и заглянувшие в советские квартиры.  Заграничные товарищи поняли, что наряду с нетленными русскими символами, такими как водка, балалайка и медведь в ушанке, есть еще один – ковер на стене. На самом деле, традиция вешать ковры и гобелены на стены уходит в средневековье, а так же имеет культурные корни в Средней Азии.

ковер_1гобелены с оленями_1ковер

Да и текстиль, гобелены и ковры, появился на стенах квартир в СССР гораздо раньше, как военный трофей, привезенный из Германии. Но символом советского стиля, известного во всем мире, ковер стал все же в начале 80х. Подобное использование текстиля появилось по нескольким причинам. Стены «хрущевок» и «брежневок» были холодными и тонкими, а ковер – отличный утеплитель и хорошая звукоизоляция. Да и просто жалко было такую красивую и дорогую вещь топтать. Так или иначе, «гобелены с оленями» и по сей день украшают некоторые российские квартиры или используются в определенных интерьерных решениях остроумными дизайнерами. Знаковый советский creative reuse, как ни крути.

В топ 10 аксессуаров в духе апсайклинг входили связанные из бечевки сумки и балетки, вымоченные для прочности в каком-то клеевом составе. Сумки же, сшитые из старых, не годных больше ни на что джинсов, до сих пор поражают своим креативом, а идея этой переделки, получила второе рождение в наше время.

вязаная сумка из бечевки_1вязаные балеткисумка из джинсов_1

Кстати, в 80-х годах, и к содержимому дамской косметички подходили творчески. За неимением альтернативы, губную помаду использовали как румяна, вазелин как блеск для губ, глицерин как крем для рук. В нынешние же времена, помада, размазанная по щекам, считается модным приемом профессиональных визажистов.

Тему апсайклинга красоты и моды этого десятилетия прекрасно дополняли женские колготки оттенка nude, которые наши соотечественницы перекрашивали в черный цвет с помощью чернил. Дело в том, что советская легкая промышленность производила колготки исключительно телесного цвета и черные чулки были дефицитным товаром. Ну а для полного соответствия тогдашним трендам, модницы рисовали по всей длине ноги черную стрелку. 80-е в принципе были ориентированы на эпатаж и визуальный протест.

русские красавицыапсайклинг-косметикаапсайклинг чулки со стрелкоймода80

С гордо поднятой, начесанной водой с сахаром головой, нарумяненные помадой и с нарисованными стрелками на ногах, советские женщины умудрились пройти через эту эпоху, эталонами красоты, неся гордое имя «Русская красавица». Удивительный upcycling общественного мнения. 

Тем временем, из вышеупомянутого сахара готовили не только самодельный лак для волос, но и самогон и «пирожные» – это батон, намазанный маслом и посыпанный сахарным песком, и сахарную пудру, растирая крупинки рафинада бутылками из под портвейна. Кулинарный апсайклинг в действии и больная тема конца этой эпохи –  многие продукты выдавали по талонам. И нашим согражданам приходилось проявлять чудеса изобретательности на кухне, сочетая несочетаемые пищевые ингредиенты и создавая удивительные блюда.

 

90-е – расцвет и упадок русского апсаклинга 

По нашей необъятной родине прокатилась перестройка, распался СССР, начался кризис. Наиболее шустрые и умные граждане новой страны сколачивали бизнес, пока можно было все и даже больше, остальные пытались выжить, сориентироваться в непривычном мире рыночной экономики. 90-е годы – это блеск и нищета в одном флаконе. Море возможностей, финансовые аферы и уровень жизни, стремящийся к нулю. На фоне происходящих перемен, логично то, что поколению 90-х пришлось вспомнить все творческие переделки и дополнить коллекцию народной мудрости и умений новыми наработками. 

дефицит_3дефицит_1дефицит

В начале 90-х изобрели обувной upcycling. Суть идеи заключалась в том, чтобы с помощью нехитрых манипуляций переделывать пустые пластиковые бутылки и отслужившие свое автомобильные покрышки во вьетнамки и шлепанцы. Неизвестно разбогател ли кто-либо из наших соотечественников на этой переработке, но вот китайские бизнесмены поставили это дело на поток и обеспечивали вьетнамками африканский континент в промышленных масштабах. Кстати, о старых покрышках, их использовали для создания клумб, причем не только на дачах, но и в городской черте, делали из старой резины качели и пуфики на приусадебном участке. Смело можно утверждать, что эта апсайклинг история живее всех живых – народ продолжает перерабатывать этот автомобильный аксессуар и сегодня.

апсайклинг вьетнамки из покрышек_1клумбы из старых покрышек

Делая ремонт в 90-е, россияне придумали, как можно экономить на растворе для кафельной плитки. Плитку просто приклеивали на остатки старой краски, найденной на помойке. Надо сказать, что та плитка держится до сих пор. Обойный клей варили из крахмала, а новую мебель переделывали из старой, перекрашивая и обклеивая пленкой или теми же обоями.

секонд-хенд_1секонд-хенд

Одеваться стали в секонд-хендах. О, этот небывалый ассортимент одежды, обуви и текстиля с заграничным флером и брендовыми этикетками. На барахолке можно было найти все – от трусов до норковой шубы. Этот же секонд-хенд  перешивали и перевязывали, благо выбор стал огромен. И лейблы, кстати, исправно переносили на уже творчески переделанную вещь, невольно создавая несуществующие коллекции известных марок одежды. Что, как ни странно, давало уникальное разнообразие неповторимых стилей и рождало яркую индивидуальность российских граждан.

ноклаабибас

Но к концу 90-х ситуация в стране, не смотря на дефолт, понемногу стала стабилизироваться. Люди привыкли к реалиям и выбранной ими же самими власти, приспособились и научились не только выживать, но и зарабатывать. В этот момент, россияне уверенно повернули на дорогу ведущую прямиком к обществу потребления. Теперь творческие переделки стали происходить все реже – все хотели выглядеть престижно и модно. Первичная потребность человека в самом необходимом была удовлетворена и началась гонка за брендами. Теперь в моде были хорошие, а иногда и не очень, подделки. Народ гордо носил вещи со звучными именами «Абибасас», «Нокла» и «Куччи». 

 

Нулевой апсайклинг в нулевые

В новом тысячелетии бытовые приоритеты изменились. То, что раньше бережно хранили, безжалостно несли на свалку – надоевшие, старые или купленные не в том настроении вещи, даже не утруждались предложить знакомым, а сразу же  отправляли в категорию «хлам», взамен покупая что-то новое, которое так же быстро надоедало. И так по кругу, без остановки. Весь смысл жизни заключался в погоне за очередным ненужным предметом. Наши соотечественники почти перестали делать что-либо уникальное своими руками. Непрестижно, да и зачем, если все можно просто купить?

свалкаобщество потребления арт_1

Говоря об обществе потребления, проявившем себя во всей красе в нашей стране в 2000-х, вспоминать творческие переделки не приходится. Не та эпоха была и сказать, что upcycling был не в тренде – это ничего не сказать. 

 

Апсайклинг сегодня – одно из самых модных мировых течений

К началу текущего десятилетия XXI века, ситуация достигла своей кульминации – городские свалки стали выше небоскребов, а новой религией стал шопинг, в самом широком смысле этого слова. Но некоторые уже начали задумываться о том, что за последние десять-пятнадцать лет российское общество полностью сменило свои ориентиры, и по дороге к счастливой и благоустроенной жизни произошла подмена понятий. Синонимами слов «стабильность», «радость», «счастье», стал выход на рынок очередного девайса, поездка на модный курорт по системе «все включено» и глобальная закупка вещей в мегамолле, в сезон распродаж.

общество потребления арт_2шопинг_1

Быть как все стало модно. То, от чего раньше бежали как от огня, теперь стало нормой. Конечно, во все эпохи существовали талантливые художники, писатели, воспитатели, сантехники, врачи и кулинары, которые творили волшебство вокруг себя, созидая и самовыражаясь.

Но, если говорить об изменениях менталитета в масштабах страны, то российское общество, вдруг, обнаружило себя посреди огромного массмаркета, в поисках индивидуальности и смысла жизни. И это общество себе не понравилось, это общество наелось досыта бездумным потреблением всего и вся. 

серая масса_2серая массасерая масса_1

Трудно сказать, что запустило обратную реакцию – активисты-экологи, бьющие в набат о том, что планета стала похожа на большую помойку или скучающие мамаши в декрете, которым надоело развлекать себя шоппингом и захотелось творчества, а может, исподволь, подействовало предостережение светил экономики о надвигающемся, глобальном, экономическом кризисе с предложением подзатянуть пояса. Так или иначе, медленно, но верно, начали возрождаться многообразные виды и техники хенд-мейда, люди стали бережнее хранить то, что осталось от поредевших за десятилетие необдуманных зачисток семейных реликвий и перестали жить по схеме магазин-свалка. Наши сограждане стали искать индивидуальность в себе, а не в хаотичных покупках всего подряд. И перевалив за вторую половину этого десятилетия, российское общество вспомнило о творческой переработке. Не от физической нужды, а скорее от постепенного осознания себя индивидуумом. Личностью, со своими желаниями, радостями, ответственностью за свои поступки в глобальном смысле и необходимостью жить комфортно и правильно. Эти трансформации автоматически повлекли за собой перестроение бытовых привычек и стремление к уникальному и неповторимому решению окружающего пространства вокруг себя. Для этого понадобилось нетривиально подойти к обыденным вещам. После чего знамя апсайклинга вновь гордо поднялось над российскими просторами.

 

Герои русского апсайклинга

Что ж, есть надежда, что наши соотечественники серьезно задумались над целесообразностью жить в стиле общества потребления. Тем более в суровые кризисные времена. Upcycling – один из возможных и понятных россиянам, путей развития современного сообщества. Страсть к апсайклингу у русского человека в крови – столько потрясающих творческих переработок за последние сто лет, надо еще поискать. Революция, войны и государственный строй держали нацию в творческом тонусе. И мы доказали всему миру, что стереотипное мышление худший враг творческой личности, а сложные обстоятельства отлично стимулируют воображение.

diy рабочий и крестьянкаdiy рабочий и крестьянка_2diy рабочий и крестьянка_1

Мы создали огромное количество неповторимых, забавных, удобных, гениальных, в конце концов, переделок. Выходит, русский народ, прямо таки, герой апсайклинга. Так не будем же и мы останавливаться на достигнутом, и, дополним сокровищницу русского апсайклинга новыми трансформациями. Для экономии и экологии, для широты взглядов и дальнего полета творческой мысли. Для создания новой культуры нашей непростой, но очень увлекательной российской жизни.