ФИЛОСОФИЯ АПСАЙКЛИНГА

Все любят красивые вещи и интерьеры. Мало кому не понравятся предметы декора и обихода с выраженной индивидуальностью и огоньком. Люди вообще расположены к добротно сделанным, долговечным предметам быта. Апсайклинг отвечает всем этим чаяниям и более того, дает ощущение неповторимости вещи, рассказывает ее особую историю и радует нетривиальным подходом к дизайну. Ведь upcycling design – это творческая переработка и переосмысление уже существующего исходного материала. Это даже не столько новая жизнь старому хламу, сколько реинкарнация вещей в духе «из лягушки в принца». Были старые ржавые водопроводные трубы – стали крутым стеллажом из труб. Были ненужные платяные вешалки – стали дизайнерской лампой. И такие метаморфозы апсайклинг позволяет проделать почти с любым предметом.

стеллаж из водопроводных трубЛампа из платяных вешалоккофейный столик из велосипедных колес

Но помимо физической стороны дела – непосредственной творческой переработки чего-либо, есть хороший вопрос – а зачем всем этим заниматься? Зачем спасать старые вещи, рыться в мусоре в поисках гениальных идей, что-то долго реставрировать, трансформировать и модифицировать, когда все что угодно можно просто купить?

Дело в том, что асайклинг, по большому счету, – это не стиль интерьера и не дизайнерское модное течение – это определенное жизненное кредо, подкрепленное довольно объемной философией существования. 

арт-апсайклингдекор-медуза из пластиковой бутылкикресла из паллетов

 

Чистые помыслы

Одной из центральных тем этой философии является стремление помочь нашей старушке Земле чуть свободней вздохнуть, а в идеале очистить ее от колоссальных залежей мусора. Сортировкой и переработкой отходов жизнедеятельности человечества занимаются довольно давно, но экологический апсайклинг пропагандирует идею о восприятии ненужного хлама не как вторсырья, а материала для творчества, предлагает не выбрасывать старую вещь, множа тем самым городские свалки, а переделать ее во что-то полезное. Попутно избежав глобальных затрат, людских, материальных и тех сопутствующих факторов, что загрязняют окружающую среду в процессе производства новой вещи.

мусор_350х50_грядка на стенке из пластиковых бутылок

 

Этика и экономика шоппинга

Напрямую связан с экологией еще один важный лейтмотив upcycling-философии — противостояние обществу потребления. Эту жизненную позицию еще называют этическим потреблением. Этическое потребление позволяет людям остановиться, задуматься и понять, что жизнь по схеме магазин-свалка является довольно унылой и становится похожей на день сурка. Что где-то нарушилась логическая цепочка, и, целью и смыслом существования человечества стало не вечное, светлое, доброе, а шоппинг. Причем, целью стал именно сам процесс покупки, а что покупать уже стало не важно.

шоппинг_1шоппингкресло из старой обуви

Те, кто говорят «нет» последствиям промышленной революции, покупают только то, что действительно необходимо для жизни, а остальное опять же творчески переделывают под свои нужды или вторично используют уже бывшие в употреблении вещи. Среди адептов этического потребления, большинство не приемлет использование в обиходе товаров, которые были произведены в странах третьего мира, людьми, находящимися в невыносимых условиях, похожих на трудовой концлагерь.

производство_3производство_2производство_1

Надо сказать, что в целом, те, кто придерживается подобного стиля жизни, получают принципиально другие отношения с производителями чего-либо. Схема производитель-потребитель превращается в производитель-производитель, ведь ту или иную долю товаров и услуг, особо вдохновленные идеей апсайклинга люди, творят для себя сами. Кстати, приятным бонусом к такому бытию становится экономия. Причем не только очевидная – финансовая, понятно, что если перестать покупать все без разбора, то денег в кошельке останется больше и их можно будет потратить на то, чтобы мир посмотреть, например. По-дороге, так же, экономится огромное количество времени и сил, которые были бы потрачены на традиционный закупочный марафон в любимом мегамолле.

дом из покрышекминиатюрадома из стальных контейнеров

 

Креативный позитив

Если оставить в стороне такой глобальный контекст как экологический протест, борьбу за права человека и против мирового массмаркета, то найдутся не менее важные составляющие, входящие в понятие upcycling-философии. Ведь апсайклинг – это не в последнюю очередь творческая переработка вещей и материалов. А там где творчество, там масса экстравагантных идей и раскрытие своего «я», общение и огромное удовольствие от процесса созидания. Удивительное чувство, когда вещь сделана своими руками – она неповторима по определению. А уникальность всегда в цене.

творчески переработанный комододежда плод творческой переработкиБижутерия из пуговицапсайклинг сумки

Что еще двигает людьми, существующими в апсайклинг среде? Кто-то трансформирует предметы, зарабатывая себе на жизнь, кто-то создает искусство будущего, а кто-то занимается апсайклингом просто веселья ради. В любом случае, upcycling – это огромное поле для креатива и самовыражения. Последнее очень важно в мире, где словосочетание «серая масса» стало именем нарицательным. Человек, живущий в духе апсайклинг, никогда не затеряется в толпе, поскольку индивидуальность и творческая переработка — неразрывно связанные понятия. Можно добавить еще то, что как правило, upcycling превращения — это задорно, смешно и забавно. В общем, позитива апсайклингу не занимать.

треш-перфоманскресло из водопроводных труб и дереваКресла из дорожных знаков

Есть еще одна значимая сторона философии апсайклинга – сохранение живой истории. Истории, которая продолжает существовать в переделанных вещах. И эти вещи несут в себе память о прежних владельцах, местах, событиях — неповторимый отпечаток, который не найдешь ни в одном предмете массового производства. А если речь идет о семейных реликвиях, не обязательно ценных физически, но дорогих сердцу, апсайклинг, иногда, единственный вариант оставить их в домашнем обиходе, не пряча в дальний угол чулана или вовсе, отправляя на помойку. 

апсайклинг старого комодашляпа из повторно переработанных материаловКресла и стулья из ненужной ткани

 

Философия жизни

Апсайклинг безусловно модный тренд, хотя корни его и уходят в глубокую древность, популярным и престижным он стал в текущем столетии. Философии творческой переработки в той или иной степени придерживаются многие известные персонажи: английская королева Елизавета II, Бред Питт, Арнольд Шварценеггер. Стивен Спилберг вложил в развитие одного из направлений апсайклинга пару миллионов долларов. Вышеперечисленные селебрити, безусловно, внесли немалую лепту в популяризацию апсайклинга.

Елизавета IIШварценеггерСпилберг

Но и без того, upcycling не испытывает нехватки в желающих пополнить ряды приверженцев творческой переработки. Наверное, это закономерно, что современный человек, время от времени, задумывается о своем будущем и, выбирая между философией шоппинга и философией апсайклинга, останавливается на последнем.

Здравая мысль о нецелесообразности бессмысленных финансовых трат и горах мусора — прямом следствии неуемного потребления, заставляет все большее количество людей, как минимум, притормозить темпы поглощения всего и вся. И это уже большой шаг в сторону жизни в стиле upcycling. 

мусор_2творческая переработка яицдекор из старых шлепанцев

Совершенно необязательно быть фанатиком творческой переработки, чтобы понимать, что философия эта хороша, она работает и приносит определенные плоды. Например, до недавнего времени, движение upcycling пропагандировали, в основном, художники, модные лейблы и дизайнеры. На сегодняшний день, к стилю жизни в духе апсайклинг внимательно присматриваются крупные производители, концерны-гиганты, делая первые попытки создавать товары созвучные концепции творческой переработки. Что ж, возможно, когда-нибудь, эта тенденция выведет философию жизни всей планеты Земля на совершенно другой уровень. Ну, а пока, присмотритесь, может и Вам близка идея апсайклинга, и да пребудет с Вами закон сохранения энергии.

50х50Спасибо, старушка Земля!